15 марта

От кровожадности до осознанности: 10 фильмов про очень разных вампиров

За последние 100 лет образ вампира изменился: сейчас его чаще изображают романтическим героем, а не опасным чудовищем. На примере десяти культовых фильмов про вампиров рассказываем, как произошла трансформация.

Лучшие фильмы про вампиров

«Носферату, симфония ужаса», 1922
«Дракула», 1931
«Бал вампиров», 1967
«Дракула», 1992
«Интервью с вампиром», 1994
«Другой мир», 2003–2016
«Сумерки», 2008–2012
«Выживут только любовники», 2013
«Реальные упыри», 2015
«Дракула», мини-сериал, 2020

«Носферату, симфония ужаса», 1922

Безобразный монстр

«Носферату, симфония ужаса», 1922

Один из первых вампиров в кино — граф Орлок в исполнении Макса Шрека — скорее напоминает уродливого грызуна, чем человека. За весь фильм вампир находится на экране меньше десяти минут, но этого достаточно, чтобы запомнить лысую голову-луковку, острые уши и длинные когти. 

Монструозный граф не похож на аристократа Дракулу, но фильм все равно считается первой экранизацией одноименного романа — именно ирландский писатель Брэм Стокер вдохновил Альбина Грау, продюсера и художника «Носферату». Из-за проблем с авторскими правами режиссер Фридрих Мурнау поменял имена персонажей, время и место действия, но в целом сюжет остался прежним.

«Дракула», 1931

Вампир-аристократ

«Дракула», 1931

Уроженец Трансильвании Бела Лугоши создал канонический образ вампира. Его Дракула — аристократ-затворник со странными манерами. Он носит фрак и прячет клыки, но от этого не становится менее зловещим и безжалостным.

На съемках Лугоши практически отказался от грима и намеренно говорил с родным восточноевропейским акцентом, так как считал его изюминкой образа. Актер так сжился с персонажем, что продолжал вести себя как вампир и в жизни: давал интервью из гроба и носил черный плащ.

«Дракула» стал первым из классических фильмов Universal про вампиров и других монстров. Эстафету подхватили британцы: в 50-е на студии Hammer запустили свою линейку ужастиков. Культовые персонажи впервые появились на экране в цвете, а режиссеры перестали скрывать от зрителя кровавые подробности.

«Бал вампиров», 1967 

Вампир, которого не испугается даже ребенок

«Бал вампиров»

К концу 1960-х классические ужастики закрепили вампирские штампы: чеснок, распятия, сон в гробах, боязнь солнечного света. Все это есть и в «Бале вампиров», но в комедийной форме. Хотя ленту Романа Полански посчитали пародией на фильмы студии Hammer, замысел режиссера был не таким очевидным:

Пародия не входила в мои задачи. Мне хотелось рассказать сказку, жуткую и в то же время прикольную, да еще и полную приключений. Дети не видят здесь разницы. Им хочется, чтобы их пугали тем, что на самом деле не несет в себе никакой опасности, чтобы им дали посмеяться над собственными страхами.
Роман Полански, из коллекции интервью University Press of Mississippi

Фильм действительно отличается от привычных мрачных ужастиков. С вампирами в бальных нарядах здесь пытаются бороться чудаковатый профессор и его рассеянный ассистент Альфред (Роман Полански). А предводитель вампиров, граф фон Кролок, похож не столько на злодея, сколько на страстного поклонника Сары — главной героини картины. Ее сыграла будущая жена Полански Шэрон Тейт, известная своей трагической судьбой.

За смертью Шэрон Тейт стояла секта «Семья» Чарли Мэнсона. Подробнее об этом — в подборке фильмов, где прообразами стали настоящие маньяки.

«Дракула», 1992

Вампир как загадка, которую хочется разгадать

В очередной экранизации романа режиссер Фрэнсис Форд Коппола («Крестный отец») предлагает взглянуть на образ Дракулы с нескольких сторон. Главный герой в исполнении Гэри Олдмана может быть молодым и старым, защитником христиан и обреченным на страдания чудовищем, отшельником, которого боится попавший в замок Джонатан (Киану Ривз), и возлюбленным, ради которого готова на все прекрасная Мина (Вайнона Райдер). 

Одной из наших главных целей было показать сложный характер Дракулы. Ранее он изображался как монстр или соблазнитель, но знание его истории побудило меня думать о нем как о падшем ангеле.
Фрэнсис Коппола, из книги «Дракула: фильм и легенда»

Чтобы показать многогранность героя, японский дизайнер Эйко Исиока создала шесть образов: от красных доспехов, напоминающих обнаженные мышцы, до роскошного золотого одеяния в духе картин Климта. За костюмы фильм получил один из трех «Оскаров» (еще два — за звук и грим). 

«Интервью с вампиром», 1994

Вампир рефлексирующий

«Интервью с вампиром», 1994

Вампиры выползают из черных мантий и готических замков; теперь они живут и одеваются почти как обычные люди. Но не всех радует вечная жизнь: сентиментальный Луи (Брэд Питт) испытывает чувство вины перед жертвами, пытается утолить голод мышами и разобраться в запутанных отношениях с другими вампирами — Лестатом (Том Круз), юной Клодией (Кирстен Данст) и Арманом (Антонио Бандерас).

«Старый добрый Луи, все ноет и ноет», — говорит Лестат. Возможно, ноющий Луи так удался Питту потому, что его самого раздражали условия съемок: долгий грим, неудобные линзы, темнота, холод. Кажется, быть вампиром не так уж просто.

«Другой мир», 2003–2016

Человек с мутацией

«Другой мир»

Этот цикл фильмов про вампиров и оборотней развивает «вирусную теорию» из романа Ричарда Мэтисона «Я — легенда» и комиксов про Блэйда. В «Другом мире» первый вампир появился из-за укуса летучей мыши, который вызвал в организме человека мутацию. Со временем вампиры стали огромным кланом, который избегает встреч с людьми — им даже запрещено пить человеческую кровь. А их старейшиной и главным борцом с оборотнями становится вампирша Селин (Кейт Бекинсейл).

Когда мы начинали снимать франшизу «Другой мир», был страх, что мы снимаем приключенческое кино с главной героиней — женщиной, что это могло не выстрелить. К пятой же части она стала другим персонажем, более глубоким. Сейчас такой сильный женский персонаж — это часть культуры, и то, что я принимала участие в изменении этого баланса в нашей отрасли, для меня большая честь.
Кейт Бекинсейл, из интервью Spletnik

После успеха первого фильма на спецэффекты в следующих частях значительно увеличили бюджет. Например, для картины «Другой мир: Эволюция» создали трехмерные модели вампиров и оборотней и проработали мельчайшие детали трансформаций.

«Сумерки», 2008–2012

Сверхчеловек с душой романтика

«Сумерки», 2008–2012

Вампиры бывали страшно красивыми и раньше, но в сумеречной саге по романам Стефани Майер их привлекательность достигла апогея. Семейство Калленов — это молодые и загадочные создания с мраморной кожей и точеными фигурами. Они обладают нечеловеческой силой и скоростью, но применяют их только для игры в бейсбол и охоты на животных.

«Сумерки» запустили волну фильмов и сериалов про вампиров и любовь к смертной девушке. Влюбленную Беллу сыграла Кристен Стюарт, а красавца Эдварда — Роберт Паттинсон. После этой роли Glamour Magazine UK несколько раз присуждал ему титул «Самый сексуальный человек в мире». 

Некоторые критики презрительно называют сагу «фильмами о вампирах для подростков». Но «Сумерки» изменили баланс сил в киноиндустрии: в 2008 году сентиментальная «женская» история собрала за первый уик-энд почти 70 млн долларов и стала серьезным конкурентом типичным «мужским» боевикам.

Я видел первую часть «Сумерек». Что я могу о ней сказать? Ну, некоторые вещи просто должны существовать как феномен. 
Тим Бёртон, из интервью Vulture

«Выживут только любовники»,  2013

Вампир осознанный 

«Выживут только любовники», 2013

Романтика в фильме про вампиров есть и у мастера «ручного производства» Джима Джармуша. Режиссер не любит понятия «артхаус» и «независимое кино», а свои работы делает культурными манифестами. В этом случае — на тему деградации современного общества, в котором вампиры оказываются едва ли не самыми осознанными существами. 

Адам (Том Хиддлстон, «Тор») и Ева (Тильда Суинтон, «Хроники Нарнии») выступают за разумное потребление, а вечную жизнь воспринимают как способ следить за историей и культурой. А вот люди развратились, обленились и питаются фастфудом — даже кусать их стало опасно для здоровья. Есть у парочки вампиров и прозаичные заботы: любовь на расстоянии, депрессия, необузданная младшая сестра (Миа Васиковска, «Алиса в Стране чудес»), утреннее похмелье и банальный голод.

«Реальные упыри», 2015

Вампир-карикатура

«Реальные упыри», 2015

Фильм обыгрывает популярные образы и стереотипы о вампирах: под одной крышей живут монстр из склепа, жестокий граф-оборотень, безнадежный романтик и отвязный хулиган. Как типичные соседи, они назначают дежурства по мытью посуды и ругаются из-за пятен на диване. Только посуда запачкана кровью, а пятна на диване остались от убитой жертвы. 

За вампирами повсюду следуют операторы: новозеландский режиссер Тайка Вайтити («Кролик Джоджо») выбрал для фильма жанр мокьюментари. Вместе с Джемейном Клементом («Полет конкордов») они стали сценаристами, продюсерами и сыграли Виаго и Владислава. В проморолике Вайтити и Клемент от лица своей персонажей говорят, что все вампирские образы «полны лжи». Не то что в «Реальных упырях».

— Наконец-то люди стали готовы посмеяться над вампирами.
— Я переживал только, что кто-то другой воплотит эту идею первым.
Джемейн Клемент и Тайка Вайтити, из интервью Empire

«Дракула», мини-сериал 2020

Вампир как жертва стереотипов 

«Дракула», мини-сериал, 2020

В мини-сериале от создателей «Шерлока» грозный вампир кажется робким аутсайдером на фоне людской жестокости: он живет вечно просто потому, что боится смерти. Герой сам стал заложником вампирских стереотипов, например, ошибочно полагал, что его убивает солнечный свет.

Графа Дракулу играет датский актер Клас Банг, которого сценаристы назвали «новым боссом ада». Вампир наконец становится центральным персонажем, а не просто монстром, с которым ведут борьбу.

Мы пообещали себе, что сделаем Дракулу главным действующим лицом его собственной истории, ведущим персонажем, а не призрачной угрозой.
Марк Гэтисс и Стивен Моффат, из интервью Radio Times

Оказывается, не все фильмы про вампиров мрачные и жуткие. Этих разносторонних героев можно найти и в комедиях, и в мелодрамах. А тем, кто ищет острых ощущений, подойдут классические ужастики.

Статья и использованные в ней материалы имеют исключительно информационные цели.

Новости